Из-за тонкой стенки соседней квартиры доносится рев: первоклассница Леля не хочет идти в школу с белыми бантами. Ее мать Ирина уверена, что девочки в свой первый школьный день обязаны выглядеть определенным образом, и выражает свое мнение еще громче Лели: "У меня самые красивые банты были, а ты, дрянь, отказываешься!"
Делай, как я! Ирине сложно что-то объяснять - она отчего-то уверена, что Леля не сама по себе человек, а всего лишь уменьшенный клон своей матери. Нехуденькая Ирина когда-то хотела стать гимнасткой, а потом - врачом. У нее не получилось ни того, ни другого, поэтому Лелю уже записали "на гимнастику". А ее старшая сестра Света учится в седьмом классе и ненавидит медицину всеми фибрами души. Какие скандалы ждут нашу лестничную клетку через несколько лет, страшно подумать...
"К сожалению, желания родителей не часто совпадают с желаниями и возможностями детей, - говорит педагог-психолог Елена Голубкова. - Очень горькими бывают разочарование, огорчение, растерянность, когда возлагаемые на ребенка надежды разбиваются о его неудачи, нежелание идти путем, выбранным для него родителями. Разве не добра желает отец своему сыну, ведя его в художественную школу и говоря близким: "Я мечтал стать художником, но жизнь распорядилась иначе, пусть хоть сын выучится!" Но этот заботливый отец даже не задумывается, что сын мечтает о футболе, а не о кистях и красках. Не перекладывайте на детей свои несбывшиеся мечты и надежды. А если очень хочется, то неплохо самому мысленно вернуться в собственное детство и вспомнить, например, какие чувства одолевали вас, когда приходилось мучить фортепиано под вздохи мамы: "Нам-то не до музыки было, а вот ты занимайся!"
И порозовее, пожалуйста От воплей за стенкой отвлек звонок Оксанки: "О, какой же там был прекрасный джинсовый портфель! И почему же в нашем детстве таких не было! Чуть не купила, вовремя одумалась!" "А что купила?" "Ну ты же знаешь Марту, ей все розовое нужно, с блестками. Пенал мы купили розовый, тетрадки розовые, сумка вообще на леденец похожа". Я хорошо знаю не только Оксанкину дочь Марту, гимном семилетней жизни которой могла бы стать песня: "La vie en rose", но и саму подругу. Она не любит этот цвет и в жизни не надела бы ничего с блестками, но она любит дочь и кротко покупает ей то, что ребенок выбирает.
"Адаптация ребенка к школе длится примерно полтора-два месяца, и в это время родителям надо быть особенно внимательными, - говорит Елена Голубкова. - Их непонимание может просто отбить у ребенка охоту учиться. И чтобы не усугублять его проблемы, которые бывают у всех, школьные принадлежности лучше выбирать вместе с ребенком. Наши дети - это не мы, они другие: у них иные идеалы и приоритеты. Пусть на пенале сына будет нарисован не ваш детский кумир Микки Маус, а другой персонаж, пусть даже не известный вам. Поверьте, он не помешает ребенку внимательно слушать учителя. К тому же мальчик будет относиться к этой вещи бережно и не забудет положить пенал в портфель, а такое может произойти, если школьная принадлежность будет выбрана вами и навязана ребенку.
Идите на компромисс, будьте спокойны и рассудительны: если вместо школьной формы дочка пытается уговорить вас купить блестящий топик, объясните ей, что форма необходима, это обязательный атрибут школы, а топик можно купить для внешкольной жизни - и тогда форма не станет ненавистной".
Мама, я в школу! Но вот портфель собран, цветы куплены, ребенок отправляется в школу. У педагога и писателя Симона Соловейчика есть замечательные "Заповеди первоклассника", но кое-какие из этих фраз можно сказать и ребенку постарше, провожая его на уроки.
Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай. Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться. Не дерись без обиды. Не обижайся без дела. Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это не стыдно. Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никогда два раза ни о чем не проси. Из-за отметки не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметки не спорь и на учителя из-за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут. Не ябедничай за спиной у товарищей. Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят; не будь чистюлей, дети не любят и чистюль. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе домой пойдем. Не выставляйся: ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый. Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе. Дорогу переходи внимательно, не торопись!