Внимательно посмотрите на рисунки вашего ребенка. Если все собрание произведений его художественного творчества напоминает портретную галерею головоногих моллюсков, значит, вам пора вмешаться. О нескольких приемах, которые помогут научить ребенка правильно воспринимать форму объекта и передавать ее в рисунке, рассказывает педагог-художник Наталья Юркина.
Ой, кто это? Ваш ребенок перестал пробовать краски на вкус и не занимается больше исследовательской деятельностью: "а что получится, если провести кисточкой по дивану", он стремится нарисовать маму, солнце, кошку. Значит, как говорят специалисты, у вас закончился период доизобразительной деятельности, и вы переходите к сознательному рисованию и самому увлекательному этапу - ТВОРЧЕСТВУ!!! Обычно это случается в 2-3 года, но очень многие малыши обнаруживают свои творческие порывы и раньше. Желание рисовать - это бесспорно главное, но вы можете помочь юному художнику подкопить навыков и умений для создания будущих нетленок.
Рассмотрите вместе с ребенком все его рисунки и попросите назвать все, что он нарисовал. Если он сам этого сделать не может, можно подсказать в виде вопроса. Например, если вы опознали в некоей случайно нарисованной округлой форме яблоко, то лучше сообщить ему это не в утвердительной форме: "Это у тебя яблоко", а спросить: "Это яблоко, да?" А то вдруг это - собака, а вы не сумели ее идентифицировать, вот конфуз-то выйдет. Вот когда ответит утвердительно, тогда уже можно и похвалить: "Какое круглое! Сразу понятно, что это яблоко". Когда в следующий раз вы попросите его нарисовать яблоко, он обязательно постарается нарисовать его круглым.
На ощупь и на глаз Научиться воспроизводить форму объекта на бумаге поможет и такой прием, как обведение контура. Для начала предложите ребенку попробовать прочувствовать предмет, просто держа его в руке и двигаясь пальцем по контуру. Пусть ощутит разницу: шарик - круглый, кубик - квадратный, у него есть углы. Предложите узнать предметы, не глядя на них. После того, как шарик и кубик безошибочно узнаются на ощупь, можно прижать предмет к бумаге и обвести его карандашом, а потом нарисовать то же, не обводя предмет. Может быть сразу, а может через некоторое время ребенок поймет, что нарисовать кружок можно плавным непрерывным движением, а для того, чтобы нарисовать квадрат надо остановить карандаш в определенной точке и после этого вести его в другом направлении. А самостоятельное открытие несравнимо ценнее способа, которым ребенок овладел с помощью подсказки.
Точка, точка, запятая По-настоящему внятные рисунки начинают получаться тогда, когда малыш уже умеет самостоятельно полностью обследовать изображаемый объект. Что это значит и как ему в этом помочь? Ребенок видит и изображает мир совсем не так, как взрослый человек. На самое видное место - в центр рисунка он поместит то, что произвело на него наибольшее впечатление. Красивые узорные карманы на платье у нарисованной дамы на поверку оказываются ушами с необычными сережками в них, которые сразу запомнились ребенку. А осьминог - просто человечком, у которого голова и туловище - один большой шар, прямо из него растут руки и ноги, а глаза, уши и рот располагаются в самых неожиданных местах. Разберите вместе с ребенком - из чего состоит человек. Чтобы дополнить схему "точка, точка, запятая" недостающими образу деталями, помогайте ему наводящими вопросами: "А что находится над туловищем? А где на голове глаза, над носом? А над глазами что, брови?" После дополнительных вопросов появятся рот, волосы, пуговицы на одежде. Даже если что-то будет еще и не совсем на своем месте, все равно рисунок будет значительно отличаться от первоначального "головоногого моллюска".
Мама как инструкция Работа с красками помогает развить чувство цвета. Не торопитесь давать ребенку все краски сразу. Любопытный живописец обязательно попробует все имеющиеся в наличии цвета, и в результате вы увидите рябой ковер бурого цвета, потому, что промывать кисточку ребенок не станет. Будьте готовы сидеть рядом и тщательно мыть кисточку, чтобы цвета были чистыми. Для начала можно вполне обойтись и одним цветом. Например, нарисовать на белой бумаге голубой краской дождь или на синей бумаге белой краской снег.
А чтобы композиция, созданная ребенком, была приятна глазу, хватит трех красок, цвета которых хорошо гармонируют между собой. Например: красный, желтый, зеленый. Можно нарисовать осень в парке, елку с зажженными огоньками, цветущий луг и т. д. Фиолетовый, коричневый, синий - не очень хороши, да и что ими можно одновременно нарисовать не совсем понятно. А задание должно быть простым и понятным. Если ребенок впервые видит кисточку и краски, или раньше вы рисовали только пальцами и ладошками, родитель должен очень правильно позиционировать себя во время занятия. Мама или папа в данном случае - это инструкция по пользованию красками и кистью. Надо взять руку ребенка в свою, правильно расположить его пальчики на ручке кисти, обмакнуть кисть в краску, провести кистью по бумаге, промыть кисточку, обмакнуть в другую краску. Не выпускайте руки ребенка из своей до тех пор, пока он не освоит эти новые для него действия. Точно так же, как в свое время вы учили ребенка держать в руке ложку и подносить ее ко рту.