Как разобраться в конфликте между учителем и учеником? Во многих школах для этого есть специальный человек - омбудсмен.
Сегодня ответственный день: диктант у пятиклассников. Я волнуюсь не меньше, чем они сами: результаты предсказать трудно.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас контрольный диктант. - Извините, - говорит "середнячок" Данила Артемов, - но у нас уже была контрольная на этой неделе, так что диктант придется отложить.
Что делать? За разъяснениями иду к Ларисе Владимировне, школьному омбудсмену, или уполномоченному по правам человека. Она сверяется с бумагами и говорит, что Данила прав. Взрослые, наверное, разведут руками. "Как же так, мы в свое время и думать так не смели, что же происходит?". А происходит то, что называется правовыми отношениями. В наше время много говорят о правах человека. Не обошла эта тема стороной и школы: во многих из них работают защитники прав участников образовательного процесса - то есть детей, учителей и родителей, и называются эти люди омбудсменами. Должность эта выборная (на общем собрании голосуют учителя и ученики), зарплату за нее не платят. Омбудсмены, к сожалению, есть не в каждой школе, но уже в большинстве. У нас омбудсменом выбрали учительницу биологии. Лариса Владимировна принципиальна и справедлива. Обратиться к ней можно в любой момент – она всегда в школе.
Помимо федеральных законов, омбудсмен руководствуется уставом своей школы: слушать его должны все, включая директора. Мало самому знать закон — надо его разъяснить и взрослым, и детям. Это серьезная кропотливая работа. В нашей школе, например, всем ученикам розданы специально изданные "Правила школьной жизни". В декабре у нас обычно проходит тематическая неделя права для всех классов. Маленьким детям помогают разобраться в теме старшие – проводят для них инсценировки, тематические викторины и праздники. Ну и, конечно, омбудсмен всегда подскажет, что и как.
Нам трудно привыкнуть к тому, что ребенок 10-12 лет всерьез говорит о своих правах и отстаивает их перед взрослыми, не страшась наказания. Но это необходимо, если мы хотим вырастить цивилизованных людей. Родители ученика пожаловались директору: дескать, я слишком много задаю, ребенок устает и потому плохо учится. Разговор был сложным, поскольку родители верили только своему сыну, а мои объяснения игнорировали. Но Лариса Владимировна доказала им с помощью документов, что задаю я не больше, чем предусмотрено нормами. Конфликт был исчерпан, и родители мальчика принесли мне извинения.
А вот ситуация, когда неправ был учитель: у отличника-шестиклассника внезапно случилась тройка по географии в триместре. Родители пришли разбираться. Вмешался омбудсмен. Оказалось, что оценки снижались за поведение, чего делать категорически нельзя: это нарушение прав ребенка. Но здесь есть одна тонкость: взрослым нужно четко отслеживать, где кончаются права и начинается вседозволенность. Бывает, что старшеклассники, передергивая факты, пытаются отменить контрольную не из-за учебных норм, а потому что… ну, не готовы они к контрольной. А диктант мне пришлось отложить.