Одна из самых ярких современных актрис, звезда театра Петра Фоменко Полина Кутепова рассказала корреспонденту Tata.ru о том, каково актрисе иметь мужа-режиссера и сестру-актрису. Разговор состоялся перед премьерой спектакля "Улисс", который поставил Евгений Каменькович в театре "Мастерская Петра Фоменко".
- Полина, спектакль «Улисс» можно назвать точным переводом романа Джойса на театральный язык?
- Нет, конечно. Попытка рассказать любой прозаический текст театральным языком всегда будет только интерпретацией, размышлением на темы, предложенные автором. Роман «Улисс» слишком объемен, в нем множество тем, культурных слоев, иронии и игры с литературными стилями. Если попытаться привести эту полифонию к какой-то одной мысли, получится уже не роман Джойса, а что-то совсем другое. Поэтому мы выбрали из романа темы, которые волнуют режиссера и актеров. В нашем спектакле мы их исследуем.
- Какие темы оказались для вас самыми важными?
- Темы отчуждения, одиночества, творчества, любви, времени, отца и сына, мужчины и женщины.
- Каждый актер играет в «Улиссе» по одной роли или всем достается по несколько ролей, как, например, в «Самом важном»?
- «Улисс» построен по тому же принципу: каждый актер играет по несколько ролей. Иначе у нас в театре просто не хватит актеров.
- Каменькович после спектакля «Три сестры» придумал такую фразу «если фоменок что-то и сгубит, то это только их стремление к совершенству». Он рассказывает, что во время репетиций все актеры «Мастерской» прочитывают горы литературы. На этот раз вы тоже много читали?
- В романе «Улисс» огромное количество информации, всевозможных цитат, ссылок и параллелей. Когда начинаешь вникать во все тонкости, голова идет кругом. Необходимо время, чтобы освоить этот материал. Сначала мы читали множество литературоведческих и научных исследований. Но в какой-то момент наступает перенасыщение информацией, мозг отключается, и приходит самое точное восприятие этого романа - не на интеллектуальном, а на подсознательном уровне, погружаясь в звуковое и ритмическое пространство текста.
- В недавнем интервью Каменькович сказал: «Во время репетиций Полина всегда со мной не согласна, и всегда отказывается от того, что я предлагаю». Почему это происходит?
- Не знаю. Может быть из-за того, что он всегда на пять шагов впереди, и нужно время, чтобы его догнать.
- Трудно ли репетировать в спектакле, который ставит муж? Дома репетиции тоже продолжаются?
- Мы стараемся останавливаться. Это сложно, но, по-моему, необходимо.
- Если бы вы не стали актрисой, какую профессию вы бы выбрали?
- Мне всегда очень нравилась архитектура. Архитекторы кажутся мне какими-то богами. Это удивительная профессия.
- Актер - тяжелая профессия?
- Если честно относиться к делу, то в любой профессии нелегко.
- Вы бы хотели, чтобы ваша дочь стала актрисой?
- Я бы не хотела, но препятствовать ей не буду. Она сама способна выбрать, главное, чтобы у нее была такая возможность.
- Как вам удается совмещать съемки в кино и кропотливую работу в театре?
- Это не всегда удается. В тот момент, когда в «Мастерской» идет выпуск спектакля, многим актерам приходится делать выбор - театр или кино.
- В каких фильмах вы собираетесь сниматься?
- Нынешним летом я снималась в сериале по роману Акунина «Пелагая». У меня была довольно большая работа, и съемки стали для меня новым опытом.
- Психологи говорят, что близнецы обычно создают свой, особый мир, даже разговаривают на своем, никому не понятном языке. Сейчас вы и ваша сестра Ксения - уже взрослые женщины. Осталась ли между вами внутренняя связь? Бывает ли так, что понимаете друг друга без слов?.
- Мы очень хорошо понимаем друг друга и нуждаемся в общении. Если мы долго не общаемся, то это для нас очень чувствительно.
- Как вы проводите свободное время?
- У меня давно его не было. Летом во время отпуска я снималась в сериале, а сейчас идет выпуск спектакля.