Скоро на экраны российских кинотеатров выходит фильм "По ту сторону кровати" с блистательной Софи Марсо в главной роли. Звезда французского кино рассказала о работе над картиной, о своем взгляде на взаимоотношения мужчин и женщин, о своих дальнейших актерских и режиссерских планах.
- Что вас привлекло в этом проекте?
- Там речь идет о семейной паре, но с необычной точки зрения. Эта комедия отражает отношения между мужчиной и женщиной в нашем обществе. Используя перераспределение ролей мужа и жены, эта история легко и очень весело раскрывает свой сюжет. В этом фильме есть выдуманная часть, которая мне очень нравится. Говорить о чем-то вполне реальном так, что оно таковым не кажется, - это замечательная идея. Так можно добраться до сути вещей. Пародия и насмешка помогают сделать эту историю и не тяжелой, и не драматичной.
Это история о людях, которые любят друг друга, которые хотят спасти свою семью и которым удается с этим справиться вместе. Каждый находит свое место и занимается любимым делом. Мы верим в эту семейную пару, которая любит друг друга, и мы ее тоже любим.
- Как вы отреагировали, когда узнали, кто будет играть вашего мужа?
- Много актеров претендовало на эту роль, и каждый смог бы внести что-то свое и изменить фильм, но Дэни Бон был самым убедительным и самым убежденным. Это самое главное, так как актер первым отвечает за фильм и за роль. Дэни очевидно подходил для этого персонажа. Он очень справедлив, как отец семьи, уравновешен, здоров, но в нем также присутствует возможность чего-то неожиданного. Дэни чувствует комедию, весь размах фантазии, но при этом ему удается оставаться нормальным человеком, чувствами которого можно проникнуться. Я чувствовала себя комфортно и очень хорошо в паре с ним.
- Как вам удалось войти в роль Арианы, вашего персонажа?
- Дело не только в том, чтобы войти в роль. Комедия требует того, чтобы не терялась общая картина, чтобы все соответствовало жанру. Ариана пытается заменить мужа на работе, понять мужчин, но она должна при этом оставаться женщиной. Во время съемок мы понимали, что составные части комедии неуловимы. Как только актер сам становится зрителем, все останавливается. Например, если я начинаю смотреть на себя, играя мужчину, то дальше ничего не получается. Нужно в это поверить, полностью им стать в буквальном смысле. Персонаж постоянно должен быть погружен в историю, не отдаляясь от нее. Ариана не очень хочет занимать место своего мужа. Она хочет оставаться женщиной, но при этом показать своему мужу свою жизнь, чтобы он ее, наконец, понял. Мы замечаем работу домохозяйки, только когда она не сделана! Это ужасно, так как нам всем необходимо понимание.
- А в жизни вам приходила идея поменять местами мужчину и женщину?
- Нельзя переделать мужчину в женщину и наоборот. Я в этом, кстати, и не вижу смысла. Но с другой стороны, каждый может относиться с большим пониманием к жизни другого человека. Хоть у меня и есть много, иногда даже слишком много, мужских обязанностей, у меня нет никакого желания превратиться в мужчину. Я думаю, что у меня на это не хватит ни сил, ни духа.
- В фильме также говорится, что у каждого из них есть свой потенциал...
- Ариана справляется с работой, только когда ей удается найти свои собственные методы. Сначала все ожидали от нее мужских повадок и мужского отношения ко всему. Я помню, как увидела одну из первых женщин, которая защищала феминизм в споре на эту тему. Казалось, что она была мужчиной. Некоторым это покажется удивительным, но чтобы эту женщину смогли услышать в мужском мире, как это тогда было, ей нужно было сражаться на их манер. Чтобы разрушить препятствия, нужно было бороться тем же оружием. В начале это с трудом воспринималось патриархальным обществом. Произошло осознание, была проведена настоящая глубинная работа, пробуждение прав и равенства. Еще многое необходимо сделать, но в нашем западном обществе этот процесс уже начался, и я не думаю, что он остановится.
Фильм отражает мужскую часть Арианы и женскую часть Юго. Сейчас распространено мнение, что в женщине есть мужская составляющая, что она исполняет мужские обязанности, даже если она это делает по-своему. Однако, по отношению к мужчинам такой тезис не настолько приемлем, и вид мужчины, который гладит белье, вызывает смех. Но им также нужно оставить и эту роль.
- Вызвали ли споры сцены со сменой ролей?
- Все было очевидно. В жизни мужчинам также иногда приходится делать то, что они не очень хотят. Сцена со школой, когда родителей вызывают в школу из-за плохого поведения их ребенка, выглядит типичной: Ариана должна разыгрывать сильного человека, защитницу рода, так как это требуется от мужчин. Может быть, они бы так не делали, если бы прислушивались к своему внутреннему состоянию. В то время как женщины так и делают. Я часто видела, как они яростно защищают свое потомство, тогда как мужчины предлагают "сесть за стол переговоров и все обсудить".
Этот фильм переворачивает стереотипы, которые уже перевернуты культурой. Очень бы хотелось, чтобы у каждого было право найти самого себя, быть таким, каким он хочет. Зачем заставлять мужчину быть мачо, крикуном, импозантным человеком? Может быть, просто нужно выработать в себе определенный тип характера. Для этого нужны примеры для подражания, но они могут и затормозить все.
- Что у вас общего с Арианой? Что вас различает?
- Моя история отличается от ее, но я могла бы легко стать ею, и мне даже этого хотелось бы. Мне нравится ее сила воли, с которой она управляет делами, чтобы они не выбились из-под контроля. Она мягко влияет на развитие отношений в своей семье, но может вести себя жестко, когда это необходимо. Однако прежде всего, она остается внимательной матерью и любящей женой. Мне она очень нравится.
- Как вы сработались с Паскаль Пузаду?
- Паскаль очень четкая и справедливая в работе с актерами. Она действительно чувствует комедийный жанр. Она смотрит на окружающее так, как будто не хочет его воспринимать всерьез. Оставаясь внимательной, она не сгущает краски. Но следит за эталоном. Это очень помогает такому фильму. Когда актер немного теряет стиль комедии, она это тут же замечает и умело и точно возвращает его в ту роль, в какую ей нужно. Это внушает доверие. Она всегда может вернуться к комичной стороне событий. Меня удивляет то, как она освещает события, украшает их. Это тот ключ в жизни, который позволяет нам немного отстраниться, но при этом умело изменить события и воспринимать их с юмором. Но нужно на это быть способным!
У Паскаль свой собственный мир и, чтобы в нем все было связанно, вокруг все тоже должно быть организованно. Поскольку она хочет идеализировать мир, не быть пойманной реальностью с ее темными красками и различными трудностями, то она воссоздает свой мир, чтобы поместить туда своих милых персонажей.
- Как она вами руководила?
- Мы проводили чтения, чтобы воспроизводить текст как следует. На съемочной площадке не было никакой импровизации, что меня полностью устраивало. Мне нравится, когда мной управляют. Я к этому, кстати, привыкла. Как режиссер, я часто управляю актерами, так как я тоже создаю свой мир, и там все должно быть организованно. Быть самому режиссером, а потом оказаться в мире другого человека в качестве актера, может подействовать на вас подавляюще, но если суметь адаптироваться, то это положительно скажется на игре. Как актриса, я заметила, что разные миры и методы могут сочетаться, и это меня наводит на разные мысли, касательно моей профессии режиссера. Паскаль требует от актеров адаптироваться к ее миру, точно произносить свои слова, с тем выражением, как она хочет. Именно такой ценой она достигает связности всего, и я ее понимаю. Иногда мне приходилось спорить с ней по этому поводу, но, как научил меня мой опыт, даже если актер вправе защищать свои убеждения, то только режиссер должен принимать окончательное решение.
- Можете нам рассказать о Дэни Бун?
- Дэни очень позитивно и жизнеутверждающе воспринимает окружающий мир. Кстати, он сам старается быть таким. Достаточно посмотреть на него после его успеха в фильме "Добро пожаловать в Шти". Успех приходит не ко всем. Он может изменить человека, вскружить ему голову. Став примером, символом, Дэни, наоборот, почувствовал ответственность. Если кто-нибудь приходит к нему и говорит, что он ему нужен, то Дэни его выслушает и сделает все возможное. Это огромный труд, учитывая количество просящих людей! Но Дэни хочет любить и помогать. Вот так он живет со своим успехом. Во многих сценах мы были не вместе и сожалеем об этом. Играть вместе было удовольствием, мы отлично подошли друг другу. Он должен был оставаться в своем образе, я в своем, но мы отлично провели время. Более того, у нас были достаточно веселые сцены. Нужно было бы снять другой фильм, где мы были бы чаще вместе!
- А о ваших других партнерах?
- Ролан Жиро необычайно щедр, он много отдает. Он любит сниматься в команде. Он сочетает сдержанность, чувственность и талант. Сцена, где мы вместе выходим из комиссариата, является одной из ключевых в фильме. Его персонаж сначала кажется властным, потом оказывается более нежным. Он сумел придать человечности своему герою. Это милый персонаж, и Ролан его прекрасно сыграл.
Жюльет Арно, которая играет роль моей подруги, чаще присутствует в сценах с моим мужем, чем со мной! Мне очень нравится та, где они чуть не поцеловались. Будучи очень чуткой, Жюльет обязательно начнет писать или снимать. У нее большой потенциал, желание творить.
Я была очень рада встретиться с Ани Дюпре. Она, кстати, чуть не сыграла несколько раз роль моей матери. У нас есть что-то общее, как будто мы давно знакомы. Эта роль ей очень подходит. Она умело передает нюансы, сомнение, юмор, ум.
Антуан Дюлери обладает таким призванием к актерству, что он никогда не перестает играть. Его запал и энергия делают его очень привлекательным. Он играет замечательно, живо, действительно чувствуется, что он любит свою профессию. Я обожаю актеров, которые не пускают пыль в глаза, для которых игра стала частью их жизни и которые ее любят. Я могу представить, как они живут в вагончике, переезжают из деревни в деревню и играют. Он относится к этой категории актеров.
- Что вам больше всего понравилось в этом фильме?
- Мне очень понравилось играть в этой комедии. Чтобы комедия была хорошей, нужно, чтобы сюжет был оригинальный. Как в этом случае. Комедия - это тот жанр, который мне нравится и к которому я бы хотела вернуться!
Интервью предоставлено компанией "Каскад-фильм" tata.ru