На российские экраны выходит фильм Педро Альмодовара "Разомкнутые объятия". Новая картина культового испанского режиссера, как и предыдущие, повествует о любви и смерти, а главную женскую роль опять играет Пенелопа Крус. Но не ждите повторений: любимая на сегодняшний день актриса дона Педро под его чутким руководством способна примерять на себя самые разные образы. А поскольку по сюжету ее героиня снимается в кино, то поле для трансформации здесь весьма обширно.
Альмодовара называют "женским" режиссером. Представительницы прекрасной половины человечества обычно играют в его произведениях центральные роли. Так было в "Женщинах на грани нервного срыва", "Высоких каблуках", "Всем о моей матери", а "Возвращение" и вовсе удостоилось на Каннском фестивале коллективного приза актерскому ансамблю из шести исполнительниц.
"Как и многие из моего послевоенного поколения, я рос среди женщин, - объясняет режиссер. - Большинство характеров, которые появляются в моих фильмах, списаны с моей мамы, ее подруг и соседок по Ла Манче. Прибавьте к этому и давние впечатления от ролей, сыгранных кинозвездами 50-х- 60-х, от Джин Тирни и Ширли Маклейн до Софии Лорен и Клаудии Кардинале, героинь итальянского неореализма. Все эти женщины - внутри характера Пенелопы. Она может быть любой из них," - уверяет Альмодовар. В "Разомкнутых объятиях" к уже упомянутым прекрасным дамам добавляется образ Одри Хепберн: Крус сделали челочку, причесали как в "Сабрине" и привили манеры Холли Голайтли из "Завтрака у Тифффани". Плюс в одной из сцен Пенелопа в гримерке примеряет блондинистый парик Мэрилин Монро - и он ей тоже к лицу.
Судьбу героине "Разомкнутых объятий" по имени Лена испанский автор сочинил нелегкую. Красавица служила секретаршей у влиятельного магната Мартеля. Когда ее отец тяжело заболел, девушка решилась попросить у своего босса денег на лечение. Тот согласился помочь, но сыграл на чувстве долга своей подчиненной и сделал ее своей любовницей. На содержании у богатого седого обожателя Лене жилось вполне комфортно. Зная, что она мечтает стать актрисой, покровитель решил спродюсировать для Лены фильм. И надо же такому случиться, что уже на пробах, с первого же взгляда, героиня Пенелопы Крус влюбилась в нанятого для съемок режиссера. А он - в нее. Прятать взаимную страсть от папика-спонсора было крайне сложно. Дело в том, что ревнивый Мартель послал на съмочную площадку своего юного сына с любительской камерой. Якобы затем, чтобы сделать "фильм о фильме", из тех, что становятся потом дополнением к DVD. Но на самом деле юнец шпионил за так называемой мачехой. "С моральной точки зрения я не одобряю, конечно, деятельности Мартеля-младшего", - признает Педро Альмодовар. - "Но я всегда мечтал снять такую историю, где рассказ шел бы через "фильм о фильме". "Making of" - это способ раскрыть людские секреты, показать, что скрывают те, кто делает кино." По мнению автора, идеальный "мейкинг оф" должен дополнять собой историю, усиливать драматический эффект. С той же целью Альмодовар "заставил" своих персонажей снимать комедию, да еще с идиотским названием "Девушки и чемоданы". Так обостряется контраст с драмой, разворачивающейся за кадром. Когда тайное стало явным, любовникам - режиссеру и актрисе - ничего не оставалось, как сбежать на Канары. Но, похоже, на все готовый магнат догонит их и там...
"Замысел "Разомкнутых объятий" возник в ходе моей поездки на остров Лансароте", - говорит Альмодовар. - Однажды во время прогулки я оказался на пустом пляже с черным песком, сделал фото. И позже, когда смотрел увеличенный снимок, обнаружил на нем влюбленную пару. Я не заметил их, когда делал фотографию. И вдруг почувствовал себя почти как в "Фотоувеличении" Антониони, подумал, что тут может крыться какая-то тайна, связанная с их любовью."
Еще один мотив фильма - жизнь в темноте. Потому что всю вышеописанную лав-стори и ее конец на Лансароте мы узнаем годы спустя из рассказа того самого режиссера. Ныне он ослеп, больше не снимает, а лишь сочиняет сценарии. Потеря возлюбленной так на него подействовала, что он даже имя поменял и представляется теперь совершенно другим человеком. Но надо отдать мужчине должное, вкуса к жизни и чувства юмора он все же не утратил. Не слишком известный нашему зрителю актер Луис Омар достойно воплощает режиссерский замысел - и в качестве партнера для Крус, и соло. Так что полновесный мужской характер мы в фильме все же увидим. Что же до Педро Альмодовара, то в его творческие планы входит сразу несколько проектов, среди которых - мини-сериал для американского телевидения по мотивам "Женщин на грани нервного срыва". Что новенького он придумает в плане очередного перевоплощения Пенелопы, пока неизвестно.