На российские экраны с 20 августа выходит новый фильм Квентина Тарантино "Бесславные ублюдки" ("Inglorious Basterds"). Это лента про войну с нацистами в оккупированной Франции. Создатели не придерживаются исторической точности и стремятся закончить Вторую мировую задолго до мая 45-го, и не в Берлине, а в Париже.
На территории скромного кинотеатра, куда на премьеру пропагандисткого фашистского фильма съехалась верхушка Третьего рейха. Воспользоваться случаем и покончить разом с Гитлером, Геббельсом и прочими, стремятся самые разные люди. Во-первых, отважная девушка Шошанна Дрейфус - владелица кинотеатра, мстящая нацистам за убитую семью. Во-вторых, шпионы союзников, среди которых немецкая кинодива и британский кинокритик. И наконец, ударный отряд спецназовцев, далекий от кинематографа, зато давший название всему тарантиновскому проекту - "Бесславные ублюдки". Ими командует усатый Брэд Питт, которого по роли зовут Альдо Рэйни. Хотя интересы у борцов с нацистами общие, план у каждого свой. Далеко не все "хорошие", увы, доживут до финала, и не всех "плохих" убьют, но вряд ли стоит сомневаться, что победа, моральная и физическая, будет все-таки за нами.
Брэд Питт очень серьезно отнесся к созданию своего персонажа.
"Он никогда не выходил из образа, - восторгается работой с Питтом Тарантино. - Даже когда с ним говорили об отвлеченных вещах вне съемок, он отвечал голосом Альдо Рэйни. Забавно, я ведь придумал этого героя, и он постоянно был возле меня".
Но при всей серьезности подхода фильм стал для Питта настоящим приключением. О том, как он попал в картину, актер рассказывает с долей юмора. "Квентин приехал ко мне в дом во Францию в конце прошлого лета, - говорит Брэд Питт. - Мы засиделись заполночь, болтали о том - о сем, обсуждали какие-то фильмы.. На следующее утро после нашей дискуссии на полу обнаружилось пять пустых винных бутылок. Очевидно, я согласился сниматься, поскольку полтора месяца спустя уже находился на площадке в униформе и в шкуре лейтенанта Альдо Рэйни. Представляете, тогда был уже август, у Квентина был только сценарий, а он меня заверил, что уже в мае мы поедем в Канны. Это впечаляюще. Такие авантюры, как с "Бесславными ублюдками", случаются не каждый день. Думаю, мне очень повезло стать частью всего этого".
Премьера ленты действительно прошла на Каннском фестивале-2009, при большом ажиотаже и аплодисментах благодарной аудитории еще на начальных титрах. Фирменный стиль популярного мастера узнается с первых кадров. Под берущую за душу музыку из известного вестерна, в декорациях сельской Франции, заменяющей тут прерии, начинается психологический поединок, излюбленная тарантиновская война харизм, первая из многих в сюжете. По одну сторону грубого деревянного стола - скользкий и коварный нацистский оккупант, полковник Ланда. По другую - угрюмый французский крестьянин, прячущий у себя в подполе обреченную на гибель еврейскую семью.
Ланда - главный негодяй ленты. Тарантино справедливо считает этот образ, даром что отрицательный, одной из главных удач фильма. Каннская ветвь Кристофу Вальцу за лучшую мужскую роль тому живое доказательство. Режиссер даже признался, что без австрийского актера, сыгравшего Ланду, и фильма бы не вышло, а искали исполнителя долго и тяжело. "Это персонаж - лингвистический гений. Актеры, которых я прослушивал, должны были играючи переходить с одного языка на другой. Иначе тот Ханс Ланда, которого я прописал в сценарии, не получился бы. Но подавляющее большинство претендентов не владело нужной легкостью. Одни были сильны в немецком, но уже не столь уверенны, переходя на итальянский, другие чувствовали поэтику французского, но не немецкого, и так далее. В отчаянии я позвонил продюсеру и сказал, что готов бросить работу. И лишь когда на пробы пришел Кристоф Вальц, я смог признать: "Наконец-то у меня есть мой фильм!"
Лингвистические упражнения Вальца - Ланды, равно как и достижения Брэда Питта, изобретшего для своего героя неповторимый голос и акцент, россйиский зритель тоже сможет оценить. Прокатчики обещали, что помимо дублированной, в ряде залов покажут и оригинальную, режиссерскую версию картины.
"Бесславные ублюдки" делались с рекордной скоростью. Сам Квентин считает ограниченность во времени - своеобразный дедлайн - скорее, благом. "Я тут пересматривал свой предыдущий фильм, "Доказательство смерти", и понял, что когда у вас куча времени на съемки, это не всегда хорошо, - замечает постановщик. - В условиях цейтнота на экран выплескивается куда больше энергии. Если знаешь, что сцену нужно снять в сжатые сроки и вернуться к ней уже не будет возможности, некогда расслабляться."
Автор демострирует поистине виртуозное жонглирование массой ярких персонажей, извилистыми сюжетными линиями и мощным интернациональным составом исполнителей. Он лихо разруливает насыщенный экшн - пожалуй, наиболее захватывающий со времен "Криминального чтива", и не забывает о главной идее. "Идея, которая мне очень нравится, - в том, что сила кинематографа здесь побеждает нацистов. И не в качестве метафоры, а буквально", - заявляет Тарантино.