Едва ли не лучший киноподарок к нынешнему Новому году сделал зрителям режиссер Гай Ритчи и съемочная группа его нового фильма "Шерлок Холмс". Картина выходит в российский прокат 31 декабря, и ее создатели явно старались превратить для публики просмотр в сплошное удовольствие.
Ритчи экранизировал не канонические конандойлевские рассказы, а их вольную интерпретацию в жанре комикса. Так что, взявшись за похождения знаменитого сыщика, бывший муж Мадонны мог не изменять своему фирменному динамичному стилю, заявленному еще в "Картах, деньгах, двух стволах" и "Большом куше". Шерлок Холмс, конечно, мастер дедуктивного метода и большой умелец раскрывать преступления, не выходя из комнаты. Но, по Гаю, дедукция становится только эффективнее, если она - с кулаками.
Холмс в феерическом исполнении Роберта Дауни-младшего ("Железный человек") - не только блестящий ум, но и настоящий экшн-герой. Он участвует в подпольных боксерских поединках, бьет поддых, по шее и по коленным чашечкам с тонким расчетом, молниеносно прикидывая в уме, сколько времени потребуется его поверженному противнику на восстановление.
Этот сыщик попадает в переделки, проводит ночь в участке и делает многое из того, что в книгах обычно поручал нищим и уличным мальчишкам.
Как ни странно, на поверку все это ничуть не идет вразрез с правдой характера, выписанного сэром Артуром Конан Дойлем.
Сюжет и персонажи хоть и не взяты прямо у автора первоисточника, зато прочно базируются на его намеках и упоминаниях вскользь, и узнавать эти отсылки к литературе в ленте - отдельное развлечение.
Холмс делает выводы о человеке по его часам, ставит дерзкие химические опыты, пересекается по работе с инсперктором Лестрейдом, в то время как на самого детектива уже точит зуб неуловимый и зловещий профессор Мориарти. И, самое пикантное, женщина на горизонте у Шерлока тоже есть - разумеется, это коварная Ирен Адлер. Здесь она рассталась с очередным мужем и демонстрирует к сыщику явное неравнодушие - хотя возможности переиграть его ни разу не упускает.
Доктор Ватсон, иронично сыгранный Джудом Лоу, от деятельного друга-Шерлока старается не отстать. Правда, доктору приходится отвлекаться на врачебную практику и свою невесту Мэри Морстен. Тут, пожалуй, единственная неувязка с Конан Дойлем: с будущей миссис Ватсон киношный Холмс знакомится без всякой связи с делом о "Знаке четырех".
Но главное, что удалось показать Ритчи и компании, - это уникальную в своем роде мужскую дружбу, которую не в силах поколебать ни жены, ни возлюбленные. Холмс и Ватсон ведь не просто друзья и соседи, но - напарники по приключениям. И доскональное знание друг друга, и безграничное взаимное доверие им просто необходимо в серьезных делах, связанных с риском для жизни. А в сценарии Холмсу с Ватсоном приходится, ни много ни мало, спасать английский парламент от проникшей в его ряды тайной оккультной организации и от лорда - черного мага.
Зная эту парочку, можно не сомневаться, что черная магия будет разоблачена, пусть и не сразу. И Гай Ритчи, будучи зрительским режиссером, уж позаботился о том, чтобы донести до нас всю красоту и элементарность логики этого разоблачения. Да, расследования Холмса теперь сопровождаются потасовками и пиротехническими эффектами - но все это не более чем дань зрелищности. Изящество викторианской эпохи, как и харизма заглавного героя, ощутимо присутствуют в кадре и на съемках не пострадали.