В 26 километрах к югу от Санкт-Петербурга, рядом с Царским Селом живет спокойной размеренной жизнью уютный Павловск. Несмотря на то что каждый день сюда приезжают толпы туристов, жаждущих увидеть знаменитый парк и дворец, город не теряет своего очарования. Наоборот, приумножает его, ежедневно влюбляя в себя многих людей.
Дворец и парк составляют уникальный ансамбль, имеющий мировую славу, но есть и другой Павловск, не менее удивительный, — Павловск-город. Необычный и очень душевный. Добрый и сказочный, словно из детства, он напомнил мне чудесную страну Зазеркалье. По нему я и отправилась в небольшое путешествие, оставив прогулку по парку, в котором многие были счастливы заблудиться, напоследок.
Город начинается с... вокзала Доехать до Павловска можно автобусом или маршруткой от станций метро "Московская" и "Купчино", но лучше электричкой с Витебского вокзала. Не потому, что на дорогах пробки или в электричке уютней, а потому, что эта железная дорога — первая в России, и слово "вокзал", прочно утвердившееся в русском лексиконе, подарил нам именно город Павловск. На участке Санкт-Петербург — Павловск по проекту чеха Ф. А. Герстнера впервые в нашей стране была опробована железная дорога. Эксперимент проходил в 1837 году и показал, что для нашего климата и граждан этот транспорт вполне подходящий.
Мудрый чех придумал построить в Павловске гостиницу для отдыха и развлечения пассажиров, благодаря чему и набил вагоны поездов до отказа. После загородной прогулки по парку люди направлялись в вокзал. Название было позаимствовано от английского "воксхолл" (увеселительное заведение недалеко от Лондона) и прекрасно прижилось. В концертном зале вокзала собиралась элита Петербурга. Под музыку Иоганна Штрауса, который на протяжении 15 лет почти каждый сезон дирижировал здесь оркестром, отдыхали многие знаменитые музыканты, писатели, художники.
Современный вокзал — это строение середины прошлого века в стиле сталинский ампир. Красивое бледно-желтое здание своими колоннами предваряет архитектуру Павловского парка, вход в который находится прямо напротив. Но желание увидеть другой Павловск, малоизвестный и неисхоженный, оказалось слишком сильным, и я повернула от ворот направо. Тихие улочки, дома в два и три этажа, приветливые люди, уютные скверы закружили меня в вальсе под мелодии Штрауса, которые звучали в голове с момента приезда в город. Листва и птицы подпевали мне по дороге к замку Мариенталь.
Таинственные развалины Мариенталь Про замок Мариенталь я узнала от одного питерского фотографа, который так был впечатлен этим местом, что, придя сюда в первый раз, не смог сделать ни одного снимка. "Ничего странного — он же фотограф", — размышляла я, как Алиса в книге незабвенного Кэрролла, на пути к замку. Развалины находятся на возвышении у слияния рек Славянка и Тызва в долине Мариенталь (долина Марии, названная так в честь императрицы). У замка есть и другое, более странное название — БИП. Некоторые историки расшифровывают эту аббревиатуру как Большая игрушка Павла.
После 15 минут вальсирования по улочкам Павловска за высокими тополями показались стены и башни крепости. Облака над замком, который буквально утопал в зелени, придавали картине загадочный и волнительный вид. Повеяло стариной и грустью. Грустью по былому величию потешной крепости: 200 лет назад она вмещала целый гарнизон и выглядела куда более грозно. В те далекие времена ее окружали земляные укрепления, а пушечные залпы ласкали слух Павла Петровича, который уж очень любил военные игры.
Перед замком стоит арка, которая прежде была неотъемлемой частью крепостной стены и въездных ворот. Теперь она одна держит оборону крепости, на которую нападают лишь редкие туристы и фотографы. В замке холодно и тихо. Грузные зубчатые башни и высокие стены хранят тайны магистра Мальтийского ордена, подземелий и дворцовых заговоров. Слышно только, как ветер гуляет в пролетах винтовых лестниц. Верхний слой краски облез, и кое-где виден красный кирпич. Что поделать — пожары и время неумолимы. Сейчас замок медленно, но верно восстанавливают и к 2010 году хотят вернуть ему былое величие. Огромный и одинокий Мариенталь возвышается на холме, омываемом речными водами, и тоскует о пушечных залпах, неприступных бастионах и прочей военной кухне. Так мне показалось.
Оставив позади Большую игрушку Павла, я отправилась на поиски другого примечательного места города — усадьбы графини Самойловой. Усадьба эта тоже разрушена и представляет собой развалины еще более покинутые и забытые, нежели Мариенталь. Путь неблизкий — около трех километров в сторону Гатчины. Его можно преодолеть на автобусе или маршрутке, сказав водителю кодовое слово "Динамо" — это район, в котором находится поместье. Но если решиться пойти пешком, то в нескольких минутах ходьбы от замка БИП внимание обязательно привлечет еще одно строение необычной архитектуры — усадьба архитектора А. Брюллова, брата известного художника К. Брюллова. Построена она в 1839 году, скорее всего, под впечатлением архитектуры замка. Часть здания деревянная, а часть — краснокирпичная в виде четырехэтажной башни с зубцами наверху. Дом-крепость окружает дивный сад с декоративными каменными мостиками.
Графские развалины Внушительных размеров графские развалины поднимаются из зарослей прямо у автобусной остановки "Динамо". При жизни графини Ю. П. Самойловой земли эти назывались Царской Славянкой. Екатерина I, получив от Петра I мызу Царская Славянка, подарила ее своему брату Карлу Скавронскому. А графиня, последняя из Скавронских, по наследственной цепочке вступила во владение усадьбой в 1829 году. Сквозь густые травы можно пробраться к крыльцу дома, которое сохранило не только свою форму, но и частично внутреннюю мозаику.
Усадьба была построена из красного кирпича в итальянском стиле, кстати, по проекту А. Брюллова. Самойлова очень любила Италию и, прожив там некоторое время, пожелала и в России не расставаться с этой страной. Брюллов помог графине, поклоннице таланта его брата, воплотить замысел. Для внутренней отделки помещений он пригласил немецкого декоратора И. Дроллингера, который в то время жил в Петербурге. Даже разрушенные, стены источают ауру роскоши и изящества, которыми окружали себя люди, жившие здесь в XIX столетии. В годы войны поместье сильно пострадало, сейчас его собираются реставрировать.
Церкви Павловска В Павловске все кажется необычным, сказочным, небывалым. Город будто живет по своим неписаным законам. Церкви здесь тоже особенные, удивляющие, сочетающие на первый взгляд несочетаемое.
Церковь Святой Равноапостольной Марии Магдалины — первая в городе; она воздвигнута в честь небесной покровительницы супруги Павла. Закладка храма происходила в присутствии великокняжеской четы в 1781 году. В 1784 году он был освящен; тогда же начал работать госпиталь, размещенный в боковом корпусе. Простая и изящная церковь, построенная по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги в классическом стиле, поражает, как только входишь внутрь. На фоне настенной живописи, образов иконостаса и свечей красуются яркие разноцветные флаги — 14 штук. Сочетание удивительное. Белые стены и флаги создают ощущение праздника. Кажется, вот-вот зазвучит парадная музыка и появится император в окружении свиты.
Дело в том, что при жизни Павел коллекционировал флаги и знамена наших войск и побежденных армий. Здесь, в церкви Святой Марии Магдалины, находится только часть восстановленной коллекции императора: десять флагов гатчинских полков и еще четыре флага — российский, Петербурга, императорский и Министерства иностранных дел. С 1917 года в судьбе церкви наступил сложный период. В ее здании долгие годы размещались фабрики, нанесшие сильный ущерб строению. Храм все же уцелел, и с 2000 года началась его реставрация. Во время восстановительных работ в купольной части открылась живопись, которая чудесным образом сохранилась, несмотря на пожар, сырость и многократные побелки. Специалисты датируют роспись XVIII — началом XIX века. Праздничное и величественное убранство церкви необыкновенно, как, впрочем, и многое в этом городе.
Иногда Павловск называют жемчужиной Северной Венеции. Как драгоценный перл, сверкает он, отражаясь в водах Славянки. Обойдя замок Мариенталь, смотрящийся в зеркало реки, можно увидеть еще одну необычную церковь — Святого Николая Чудотворца. Рядом вновь развалины, но уже не крепости и не дома, а военной части, которая размещалась здесь еще до того, как появилась церковь. Она была построена в 1902 году в честь основателей Павловска Павла и Марии. Перед храмом белое изваяние женщины со склоненной головой. В церковной лавке объяснили, что статуя эта прежде "скорбела" в центре города у Могилы Неизвестного Солдата. Когда местные власти решили избавиться от скульптуры, ее забрал настоятель церкви. Теперь она, подобно греческой богине, встречает прихожан у входа в храм. В 1926 году он был закрыт, и лишь в 1991-м началась реставрация, которая длилась десять лет. Под куполом частично сохранилась нижняя часть живописного изображения четырех апостолов. К сожалению, лица их утрачены.
Парковая медитация Появление города и его архитектура связаны с жизнью императорской четы. Земли эти императрица-матушка подарила Павлу по случаю рождения долгожданного внука — Александра. И Павел начал строить. "Павловское начато строить в 1777 году" — гласит надпись на стоящем в центре города памятнике в честь основания города.
А началось все с парка. И вот я снова у его ворот. Остроумный охранник объяснил, что вход платный: студентам и пенсионерам скидки, а дети до четырех лет приравниваются к милиционерам — для них посещение бесплатное.
Наконец я в парке. Сразу стало тихо. Парк как будто проглотил меня. Рядом за забором неслись машины, но их не было слышно, лишь шум ветра в листве и призрачная мелодия вальса в голове...
Чтобы обойти все дорожки парка, понадобится не один день — их общая протяженность равна расстоянию от Питера до Москвы. Поэтому я решила позволить сказочной стране Зазеркалье самой показать мне свои сокровища. По лесной тропинке я вышла на дубовую аллею. Огромные вековечные деревья окаймляли гравийную дорожку, уходящую в неведомую даль. То слева, то справа из моря зелени всплывали призрачные дворцы и снова растворялись, освобождая место для других миражей. Встряхнув головой и протирая глаза, пытаясь избавиться от видения, я свернула на уютную дорожку, которая трансформировалась в аллею Жениха. Влюбленные пары медитативно бродили по парку в поисках живописных уголков и укромных лавочек.
Зеленый лес, озеро, свежий воздух и улыбки людей окружили меня, чтобы подарить умиротворение. По зеркальной глади парковых озер, соединенных между собой протоками, вслед за неторопливыми утками проплывали лодки с отдыхающими. Неподалеку стояла лавка с каким-то товаром. Подойдя поближе, я поняла, что прилавок завален орехами. Над каждой кучкой табличка, рассказывающая об их целебных свойствах. Некоторые слова выделены и подчеркнуты — так продавец обозначает, чем можно, а чем нельзя кормить белок. Павловские белки никого не боятся и едят с руки. Вот только не все, арахис есть не стали — уж больно балованы они здесь. Дворец — парка венец Ориентироваться в парке достаточно просто — везде есть указатели. А для посещения его отдаленных частей желающим предлагают велосипедные экскурсии. Прямо по курсу Большой дворец Павла I — алмаз парка. Золотисто-желтое здание с куполом и большим количеством колонн находится на возвышенности и хорошо видно отовсюду. Перед ним в центре мальтийского креста стоит император. В настенной росписи дворца тоже встречается мальтийский крест, что окутывает тайной образ Павла Петровича, магистра ордена. Интересно, что правил он ровно четыре года четыре месяца и четыре дня. Заговор погубил загадочного царя, и он оставил престол и любящую супругу. Она построила для Павла мавзолей в одном из тихих уголков парка.
Охрана во дворце очень серьезная: даже бутылку с водой пронести нельзя — вдруг прольется на какой-нибудь ценный экспонат или паркет. Все надевают бахилы, чтобы полы из разных пород дерева сохранились как можно дольше. На втором, гостевом, этаже есть женская и мужская половины, соединенные танцевальным залом. Убранство комнат восхищает и выглядит по-царски — мебель, гобелены, статуи, картины, сервизы. Огромная кровать, на которой никто никогда не спал, стоит в гостиной как дань моде того времени. К сожалению, дворец сильно пострадал от пожара, учиненного фашистами, но реставраторам все же удалось многое восстановить.
Тронные залы, картинная галерея, дворцовая церковь Петра и Павла, императорские покои, как сладкий мед, притягивают туристов. На первом этаже расположены личные комнаты членов семьи, на третьем — музей интерьера XIX века. Экскурсии проводят быстро, группы иностранцев буквально наступают друг другу на пятки. В будний день ажиотаж, конечно, поменьше.
Обогнув дворец, по эффектной каменной лестнице под присмотром двух львов можно спуститься к храму Дружбы. Этот круглый павильон, похожий на античную ротонду, был построен для императрицы-матушки в знак любви и благодарности. Павильоны и скульптуры, мосты и башни, аллеи и сады сменяют друг друга, радуя глаз и волнуя сердце.
Много мастеров трудилось над созданием этого дворцово-паркового ансамбля — Ч. Камерон, В. Бренна, А. Воронихин, К. Росси и П. Гонзаго. И хотя работали они нередко в разное время, порой переделывая друг друга, им удалось выдержать единую концепцию и сотворить стройное произведение искусства.
Светлые, красивые и незабываемые картины увидела я в Павловске. Трудно перечислить все, что явило мне Зазеркалье. Да и видим мы по-разному. Ведь Зазеркалье на то и волшебная страна, чтобы каждому подарить его счастливую сказку.