Итак, вы приехали в Египет, во всероссийскую красноморскую здравницу Шарм-эш-Шейх. Попили, погуляли, покуролесили. "Овощной" пляжный отдых уже надоел. Чем бы еще заняться? Может, нырнуть? А что, идея! Но с чего начать? Кому довериться? Если вы рассуждаете примерно таким образом, то этот материал для вас.
Существует два основных формата дайв-отдыха: daily diving и safari diving. Daily diving рассчитан на береговую публику. Он предполагает проживание в отеле на берегу с ежедневными погружениями с корабля - "дейлера" - и непременным возвращением вечером в порт приписки. Safari diving означает проживание на специальном корабле - "сафарине", с которого и присходят погружения. Первое, с чего нужно начать, - это побороть в себе жадность! Вообще, мы, люди, очень странные. Сколько раз я наблюдал, как соотечественники шикуют, выбрасывая несусветные деньжищи за крутые отели и гулянки, но в вопросах, касающихся их же собственной безопасности и жизни, проявляют совершенно необъяснимую скаредность. От некачественного отеля остается, в сущности, лишь неприятный осадок из-за испорченного отдыха. От некачественного алкоголя - отравление и головная боль наутро.
Если же вы приобретете некачественные дайв-услуги, то количество ваших погружений может не совпасть с количеством ваших всплытий! Принятие алкоголя, в общем-то, вопрос здоровья. Занятие дайвингом - вопрос жизни. И главное в этом деле - убийство собственной жадности! Если к вам на пляже подходит абориген и жестами вперемешку с отдельными словами на корявом английском предлагает нырнуть за 20–30 "вашингтонов" - гоните его, не раздумывая. Пляжных вербовщиков, вообще-то, остерегайтесь. В принципе ничего криминального в их работе нет. Когда инструктор ходит между лежаками и рекрутирует отдыхающих на подводную прогулку - это нормальная практика местных дайв-центров. Проблема в том, что вы не можете заранее знать, куда именно данный вербовщик вас приведет. Итак, от жадности вы уже отказались. Теперь разберемся с ценами. Скорее всего, сначала вы будете искать так называемый интродайв - ознакомительное 20-30-минутное погружение на глубину до семи метров в непосредственном контакте с инструктором (он держит вас руками). Так вот, приготовьтесь отдать за подобный "заныр" порядка 60-70 евро. Любая существенно меньшая цена должна включить в вашей голове если и не стоп-сигнал, то по крайней мере яркую желтую миалку.
В том случае, когда "деньги вперед", обязательно возьмите чек, прочтите, что в нем написано, и сохраните до конца вашего яркого подводного приключения. Следующая задача - по возможности получить информацию о владельце дайв-центра. За всех говорить не могу, но я бы посоветовал довериться тому центру, в котором хозяин - "западник" (обычно немец или итальянец). Крупные центры, принадлежащие европейцам, как правило, располагают собственным парком судов - чтобы не зависеть от провидения. Принадлежность центра арабу почти автоматически исключает работу в нем европейских инструкторов и самым негативным образом сказывается на организационной стороне дела.
Связавшись с таким дайв-центром, вы можете быть неприятно удивлены тем, что придется несколько часов ждать подхода обещанного корабля, с которого и предстоит погружаться. Добавьте к этому языковую неадекватность туземного гида и специфическое состояние оборудования. А о соблюдении стандартов погружения и говорить не хочется - достаточно вспомнить местную манеру вождения авто… Важный фактор - расположение дайв-центра. Одно дело, если он выходит на знаменитый Променад, и другое - когда ютится где-то на темной окраине сильно замусоренного Старого города. Далее проведите осмотр центра. Начните с общей визуальной оценки здания. Выглядит солидно? Занимает большую площадь? К нему ведет удобная дорога? Строение окружено живописным газоном (парком)? В целом все 11производит впечатление надежности, добротности, респектабельности и качественности? Вам нравится? Если да, имеет смысл продолжить более близкое знакомство.
В любом дайв-центре помимо стола для заполнения формуляров где-нибудь под навесом, в тенечке, на воздухе непременно должен быть специально оборудованный класс для проведения занятий, с партами, кондиционером, телевизором, VCR для просмотра учебных фильмов и обучающих программ. Если такое помещение убого или его просто нет - выводы очевидны. Ну и конечно, многое проясняет этническая принадлежность персонала, особенно тех, кто стоит на ресепшен. В серьезных дайв-центрах общение с клиентами стараются возложить на расово идентичных с ними сотрудников. Но европейская обслуга обходится дорого. И иметь ее в своем штате может себе позволить только солидный центр. К тому же работодатель, оформляя в штат иностранца, несет дополнительные затраты. Местные же выполняют саппорт-обязанности: заполняют баллоны воздухом, разбирают снаряжение и занимаются погрузкой-разгрузкой дайв-эквипмента.
Предельная планка для них - дайв-гид, несбыточная мечта - капитан дайв-бота. Также обратите внимание на сертификацию центра, сотрудникам которого вы собрались доверить свою жизнь. Сертификат обычно висит в рамочке под стеклом прямо на входе. Помимо малопонятных местных верификаций хороший центр непременно должен иметь разрешение от крупнейших международных дайв-систем (чаще американская PADI, реже французская CMAS) и возможно большую "звездность".
Максимальная оценка, как и у отелей, - пять звезд. Это означает, что центр предоставляет полный комплекс услуг по обучению в рамках, например, системы PADI, по продаже, прокату и обслуживанию снаряжения, сертифицируется не первый год, вправе проводить курс PADI "Ассистент инструктора", занимается программами по защите форм подводной жизни. Иногда в сертификате указана аббревиатура IDC, свидетельствующая о том, что центр на своей базе осуществляет еще и подготовку инструкторов, - это уж совсем убедительно! По возможности посмотрите, где хранится снаряжение.
Если снарягу складируют чуть ли не под соломенной крышей или прямо за спиной приемщика-раздатчика, немедленно уходите. Нормальное помещение для снаряжения располагается отдельно от прочих и недоступно для посторонних, то есть запирается на замок. Снаряжение должно производить впечатление надежного, хотя так бывает не всегда. Но вы можете попросить заменить его. Убедитесь, что баллоны с воздухом, которые вам выдают, выглядят новыми, имеют ровную поверхность, без вмятин, пузырений и уж тем более заржавленности в области вентилей (важно, чтобы они плотно перекрывали баллон). Кстати, проверьте на баллоне маркировку о времени прохождения последней профилактики. Дайв-сафари Определить отправную точку сафарийных маршрутов легко. Как правило, это Хургада или Марса-эль-Алам. А вот с кораблями все гораздо сложнее. Прежде всего потому, что сафари рассчитано на продвинутую публику. Сафарийных яхт очень много, и их фрахтуют заранее. При выборе судна первостепенную роль играет все та же "звездность". Максимальная - пять звезд. Она означает, что на корабле предусмотрен полный комплекс дайв-услуг, включая прокат и ремонт снаряжения, все необходимое для отдыха (салон, телевизор, аудиосистема, бар) и соответствующие средства связи и спасения (в том числе медикаменты и кислород).
Каюты оборудованы мини-барами, кондиционерами и отдельными санузлами с туалетом, душевой кабиной, горячей и холодной водой. Информацию о сафарийных ботах можно получить у туроператора или знакомых, ранее отдыхавших на них. В ряде случаев владельцы выкладывают в Интернет схемы и фотографии судов, дополняя их описанием тактико-технических характеристик. На что следует обращать внимание при выборе яхты для сафари?
Размер корабля. Учтите, что вам предстоит на нем жить около десяти дней! Поэтому на яхте должно быть достаточно места, чтобы, устав от компании, иметь возможность иногда просто побыть одному во избежание "корабельных психозов". Кроме того, большой корабль устойчивее на волне. Это не играет заметной роли на каботажных маршрутах, но приобретает важное значение на мористых. Скорость еще один фактор, равный по значимости размерам судна. Чем она выше, тем меньше времени уходит на переходы и больше остается на дайвинг. Вряд ли стоит брать корабль, скорость которого ниже 12 узлов. Возможность использования воздушных смесей Nitrox (Enriched Air Nitrox - EANx). Крайне важно, чтобы компрессор корабля позволял составлять и воздушные смеси с разным процентным содержанием кислорода - к концу сафари азотная усталость очень даже чувствуется… Год постройки. Чем яхта новее, тем более высоким стандартам она соответствует. Материал корпуса. Желательно выбирать яхту, корпус которой выполнен из стали, - она в отличие от деревянной не скрипит на волне. Правда, в Египте корпуса судов в основном сделаны из дерева. Количество и мощность опреснительных установок воды. Их должно быть не менее двух, и чем они мощнее, тем лучше. Наличие надувных лодок типа "Зодиак". К некоторым местам погружений крупный сафарин подойти не может - дайверов на них доставляют, а потом забирают, "Зодиаками".