Перу справедливо считают самой таинственной страной Южной Америки, ведь по количеству археологических и культурных достопримечательностей ей нет равных на всем континенте. Отправляясь в эти далекие края, многие уже знают, что им предстоит увидеть, но они даже не предполагают, какие загадки и парадоксы их ждут...
Без сомнения, самый известный памятник Перу — Мачу-Пикчу, который часто называют восьмым чудом света, а иной раз — потерянным городом инков. Он и был потерянным до начала XX века, пока его не обнаружил американский археолог и историк Ирам (Хайрем) Бингхем. Это случилось в 1911 году. Долгое время заветный город существовал только в преданиях. Никто не знал, есть ли он на самом деле — в испанских хрониках о нем не было ни единого упоминания. Его жители тоже не оставили никаких свидетельств.
Легенда гласит, что на вершине горы жили две индейские семьи, охранявшие тайну инков. В одной из них был ребенок. Однажды Бингхем подарил мальчику-индейцу монетку в один соль, и тот показал профессору дорогу к древним строениям. Так всего за один соль (около 4 российских рублей) человечество узнало о городе, видевшем расцвет и закат великой цивилизации.
Несмотря на открытие Бингхема, Мачу-Пикчу оставался труднодоступным еще почти 30 лет. До тех пор, пока работавшая там археологическая экспедиция не обнаружила дорогу инков, проложенную через долину к цитадели.
Заповедный город лежит на 1 000 метров ниже древней столицы империи — города Куско, на высоте около 2 450 метров над уровнем моря, отделенный от остального мира крутыми обрывами и глубокими (в некоторых местах — более 700 метров) пропастями, буквально пробитыми в скале рекой Урубамбой.
Первое, что поражает, — необыкновенное великолепие горного пейзажа. Кажется, стоит только протянуть руку — и вот оно, небо! Здесь так красиво, что захватывает дух и хочется кричать от восторга. И только потом замечаешь террасы совершенных пропорций и симметрии, Священную площадь, храмы Солнца и Трех окон, различные сооружения, темницы и жилые районы, лестницы, которых здесь больше сотни, акведуки и систему водоснабжения. Мачу-Пикчу сохранен полностью в том виде, в каком его оставили жители.
Но что же все-таки он представлял собой — крепость или дворец верховного Инки, культовый храм или женский монастырь? Кто был в силах в те далекие времена превратить почти вертикальные утесы в чудесные висячие сады?
Авторы одной из версий утверждают, что Мачу-Пикчу некогда был военной крепостью, воздвигнутой какими-то племенами еще до прихода в эти районы народа кечуа, составлявшего основу населения империи инков. Но как вообще могли неорганизованные примитивные племена на такой высоте что-либо построить? Как сюда доставляли глыбы и валуны, иные из которых весят до 150 тонн? Как составляли планы, не имея ни письма, ни бумаги? Как работали с камнем без специальных инструментов?
Согласно другой гипотезе здесь было последнее пристанище верховного Инки, его двора и еще приблизительно полутора тысяч человек, которые после захвата Куско конкистадорами ушли в горы, не желая покоряться колонизаторам. Но последние исследования показали, что все пространство этого места с учетом террас вместило бы не больше 500 жителей одновременно. Да и потом, куда же они все делись впоследствии? Испарились?
Наконец, самая распространенная версия призывает признать Мачу-Пикчу святилищем, специально определенным для того, чтобы укрыть дочерей Солнца — избранных девственниц, которые всю жизнь служили богу Солнца. Но и она не решает всех тех загадок, о которых мы говорили выше.
Раскопки, проведенные в Мачу-Пикчу, не только не дали ответов на уже существовавшие вопросы, но и поставили много новых. Например, наряду с инкскими сосудами были найдены предметы, принадлежащие более ранним эпохам (каменные топоры, кости бизона и т. п.), а также вещи явно европейского происхождения, скажем, железные ножи.
В 1930-х годах Рольф Мюллер, профессор астрономии из Потсдамского университета, нашел убедительные доказательства для предположения, что наиболее значимые элементы Мачу-Пикчу содержат важные астрономические ориентиры. Тщательно рассчитав, каким было расположение звезд на небе в прошлые тысячелетия, Мюллер пришел к выводу, что первоначальный план города могли составить только в эпоху с 4000 до 2000 года до нашей эры. Если это действительно так, то возраст Мачу-Пикчу — 6000 лет, и он значительно старше великих пирамид в Египте (при условии, конечно, что верна общепринятая датировка)! С точки зрения консервативных историков — неслыханная ересь…
В Мачу-Пикчу мы можем наблюдать характерную кладку из огромных многоугольных гранитных блоков, подогнанных друг к другу так плотно, что между камнями невозможно просунуть и лист бумаги. Причем выполнена она без использования каких-либо растворов, а ее главная особенность в том, что такую кладку отличает высокая прочность и сейсмостойкость. Местные жители смогли в этом убедиться во время сильных землетрясений 1650 и 1950 годов, полностью разрушавших испанский собор Санто-Доминго. Каждый раз его приходилось отстраивать заново. А вот древний фундамент храма Виракочи, на котором и был возведен этот собор, оба раза пережил катастрофу без всяких разрушений, и все благодаря многоугольной кладке. На одном из блоков я насчитал целых 32 угла!
Но еще более грандиозной и масштабной эта особенность архитектуры предстает перед нами в крепости Олайтатамбо, а также в развалинах Саксайуамана, находящегося на севере всего в нескольких километрах от Куско. Проходя в каменные ворота цитадели, невольно ловишь себя на мысли, что и огромные проемы, и зигзагообразные циклопические стены, и гигантские ступени — все это могло быть построено только для великанов. Массивные многогранные глыбы (самые большие весят до 360 тонн) превосходно уравновешены и идеально прилегают друг к другу.
Все признаки говорят о том, что колоссальные сооружения были созданы еще до инков какой-то неизвестной высокоразвитой цивилизацией. Гарсиласо де ла Вега в "Подлинных комментариях об истории государства Инков" рассказывает, как уже в исторические времена некий правитель хотел повторить достижение своих предшественников и приказал перенести лишь один громадный блок в другое место, чтобы добавить его к существующим сооружениям. Более 2000 индейцев тащили этот камень, однако закончилось все тем, что он упал в обрыв, задавив 300 человек…
В долине Куско будет интересно не только любознательным путешественникам, увлекающимся историей, но и поклонникам экзотического шопинга. За покупками лучше ехать на один из индейских рынков, самый крупный из которых расположен подле городка Чинчеро. Работает он только по воскресеньям. Чего здесь только нет! И изделия из шкур ламы, и пончо, и различные ремни, и украшения, и одеяла, и многое другое! Все — исключительно ручная работа, да еще по гораздо более демократичным ценам, чем, например, в самом Куско. Оно и понятно, ведь в культурной столице Перу всегда много приезжих, город буквально живет за счет туриндустрии, отсюда и достаточно высокий уровень цен на сувениры и изделия народных промыслов.
Всего в сутках езды от Куско находится Титикака — самое известное высокогорное озеро. Здесь можно побывать на Уросе — одном из тростниковых островков, где живут потомки инков. Вы своими глазами увидите, как изготавливают из озерного тростника знаменитые лодки (похожие, кстати, рассекали водную гладь Нила в Древнем Египте) и даже поплаваете на этих маленьких корабликах, умиротворенно разглядывая бегущие по небу облака…
Не менее чем Мачу-Пикчу вот уже несколько десятилетий будоражит мировую общественность другой удивительный феномен Перу — линии плато Наска.
Немецкая исследовательница, математик и астроном Мария Райхе, посвятившая изучению линий 40 лет, писала: "За много веков до возникновения государства инков на южном побережье Перу был создан уникальный исторический памятник, не имеющий равных во всем мире и предназначенный для потомков. По размерам, законченности форм и проработке деталей его можно сопоставить разве что с египетскими пирамидами".
В 50 километрах от Тихого океана на ровном перуанском плато на высоте 800 метров над уровнем моря начертаны тысячи линий различной длины и ширины и десятки спиралей, образующих множество рисунков. В них можно разглядеть изображения листьев и веток растений, фигуры животных, рыб и птиц, а также непонятных существ, например человека с головой совы (его еще называют астронавт) и птицу с невероятно длинной, как у змеи, шеей. Плато площадью 520 квадратных километров — одно из самых засушливых мест на нашей планете, здесь почти не бывает дождей. В первую очередь благодаря именно этому обстоятельству все рисунки сохранились до наших дней.
Беглое упоминание о линиях Наски найдено у испанских исследователей XVI–XVII веков, однако в основном они были неизвестны окружающему миру до начала ХХ столетия, открывшего эпоху воздухоплавания. Ведь фигуры видны только с высоты птичьего полета! Все рисунки на территории пустыни выполнены одним и тем же способом: поверхностный слой темной породы непрерывной линией вынимали до появления лежащей под ним бледно-розовой глины и песка.
Существует очень много версий относительно их происхождения и предназначения, но, к сожалению, достойного и разумного ответа не найдено до сих пор. По одной из теорий, линии были древними магистралями, что мало вероятно, поскольку многие из них неожиданно обрываются на вершинах холмов.
Наиболее популярная гипотеза была предложена доктором Марией Райхе. Она предположила, что изображения показывали расположение звезд и созвездий в разные времена года и использовались древними наска (существовавшая до инков цивилизация, которой приписывают создание линий) для определения точного времени вспашки, сева и других важных этапов земледельческого цикла. Клювы некоторых птиц, например, указывают на точку восхода солнца в день летнего солнцестояния. Однако и эта версия не имеет под собой веских оснований и не выдерживает проверки логикой. Зачем нужно было производить столь сложные и масштабные работы? Неужели древние примитивные люди вместо того, чтобы обрабатывать землю и обеспечивать себя пищей, бросились создавать огромные фигуры, чтобы только понимать, какое сейчас время года?
По предположению Виктории Никитски, которая называет себя лучшей подругой и последовательницей ныне покойной Марии Райхе, все линии служат указателями подземных источников воды. В качестве доказательства она повезла меня в пустыню, к самим рисункам, и мы начали изучать окрестности с помощью обычных энергетических рамок. Следует признать, что в центре изображений я лично фиксировал большой уровень энергии, тогда как вне их рамки оставались неподвижными. Но я думаю, не стоит доказывать, что и эта версия абсурдна. Зачем нужно было помечать подземные реки на такой обширной территории? Словом, мы можем лишь констатировать, что все эти произведения древнего художественного замысла как-то связаны с возможно еще неизвестными нам энергетическими материями, и не более того…
В 1994 году линии Наски объявлены ЮНЕСКО объектом культурного наследия человечества. Тем не менее с каждым годом они все больше страдают от паводков, растекающихся рек, которые начали менять русло вследствие активной вырубки деревьев на границе плато и строительства ведущего на юг Панамериканского шоссе. Это отчетливо можно увидеть на фотоснимках и с самолета. К сведению, полет над линиями Наска на маленьком трех- или пятиместном самолетике стоит от 40 до 60 долл. США в зависимости от сезона.
В Ветхом Завете есть высказывание о позабытой допотопной эпохе: "В то время были на земле исполины…" [Быт.6:4]. Могли ли библейские исполины иметь какую-либо связь с американскими великанами? На этот, а также и на многие другие вопросы вы вряд ли найдете ответ, даже побывав в Перу, самой загадочной стране Южной Америки. Но подобное путешествие погрузит вас в атмосферу волнующей тайны, позволяя фантазии нести ваш разум за пределы обыденного и традиционного...